Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация фирм

Закрыть фирму самостоятельно, правильно и с минимальными потерями

Открыть фирму – полдела, сложно вести бизнес и сделать его успешным. Еще тяжелее закрыть фирму.

Добровольная ликвидация

Добровольное закрытие юридического лица осуществляется на основании ст. 61-64 Гражданского кодекса и профильного закона, регулирующего деятельность юридического лица конкретной организационно-правовой формы: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «Об акционерных обществах» и пр.

Порядок ликвидации учреждения определяется его учредителем и регулируется ФЗ «Об автономных учреждениях». В отдельных случаях прекращение деятельности учреждения, МУПа, ГУПа либо госкорпорации возможно только по согласованию с антимонопольными службами.

Закрытие фирм начинается с принятия решения о прекращении их существования тем лицом (органом), что уполномочен на то учредительными документами:

для ООО – это общее собрание участников;

для АО – общее собрание акционеров;

для союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств – общее собрание членов.

Исключение: правом ликвидировать некоммерческий фонд наделен только суд.

В ходе общего собрания определяется:

  • судьба организации – оформляется решение о ее ликвидации;
  • состав ликвидационной комиссии (ликвидатора) и ее председателя – это могут быть руководитель, главный бухгалтер, ведущие специалисты, учредители или сторонние лица. С этого момента все полномочия по управлению передаются указанному органу;
  • порядок и сроки совершения данной процедуры.

Уведомление заинтересованных сторон

Если требуется закрыть фирму, нужно уведомить о том:

  • ИФНС;
  • внебюджетные фонды;
  • кредиторов;
  • иных заинтересованных лиц.

В ИФНС не более чем через 3 дня с даты принятия судьбоносного решения о ликвидации направляются:

- заявление по форме Р15001;

- решение (протокол собрания) о ликвидации (2 экз.).

На основании уведомления вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ, после чего регистрация редактуры учредительных документов данной организации и ее дочерних компаний (тех, в которых она является учредителем) запрещена. Мораторий установлен и на госрегистрацию любых фирм, появившихся в ходе реорганизации ликвидируемого юрлица.

Внебюджетные фонды уведомляются письменно. Обращение можно оформить заявлением, можно отправить письмом с уведомлением – ИФНС затребует подтверждение того, что данные структуры проинформированы о данном процессе.

Кредиторы и прочие о предстоящей ликвидации узнают из объявления, поданного ликвидационной комиссией. Также ликвидатор обязан выявить всех контрагентов (кредиторов) и направить им заказные письма с уведомлением с сообщением о грядущих переменах.

Обязанности ликвидатора

Помимо розыска и информирования кредиторов ликвидатор обязан:

  1. организовать и провести инвентаризацию всего имущества ликвидируемого юрлица;
  2. уточнить информацию по его активам (размеру, составу, состоянию, уровню ликвидности);
  3. сформировать перечень участников, которые вправе рассчитывать на некую долю при распределении имущества ликвидируемого (того, что останется после удовлетворения требования всех кредиторов);
  4. оценить финансовое состояние;
  5. рассчитать персонал (с уведомлением за 2 месяца, выплатой всех причитающихся платежей, уведомлением центров занятости при необходимости);
  6. вывод ликвидируемого юрлица из состава учредителей иных организаций. Если ликвидируемая компания была единственным основателем, то следует закрытие дочерних предприятий. Разумно прежде инициации ликвидации реализовать их. После это уже невозможно;
  7. сверить степень исполнения обязательств с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
  8. проанализировать дебиторскую задолженность с целью ее наиболее эффективного взыскания, а также кредиторскую с составлением плана по ее погашению;
  9. определить очередность реализации имущества;
  10. сгруппировать кредиторов по законодательно установленной очередности;
  11. разработать процедуру распределения оставшихся активов между учредителями с последующим ее претворением на практике. Имущество делится пропорционально долям в компании;
  12. сформировать промежуточный и ликвидационный баланс;
  13. закрыть банковские счета;
  14. подготовить документацию для ИФНС для исключения организации из ЕГРЮЛ.

Налоговая проверка

ИФНС проверяет документацию за последние 3 года, ее особо интересует:

  • первичная отчетность (чеки, счета-фактуры, договора);
  • кассовая документация;
  • отчетность перед налоговыми органами и внебюджетными фондами и прочее.

Проверка выездная. Иногда сотрудники налоговой проводят инвентаризацию и осмотр помещений (офисы, цеха, склады).

Если фирма проблемная, то о том, как закрыть ООО без налоговой проверки, не стоит и мечтать. Налоговые органы не преминут тщательно изучить финансовое состояние юрлица, имеющего задолженности перед бюджетом.

О том, как закрыть фирму без проверки, могут задуматься только безупречные налогоплательщики, т.е. те, кто:

  • регулярно отчитывался перед налоговыми органами, не допуская просрочек ни по документации, ни по платежам;
  • подаваемые бумаги всегда были идеально правильно оформлены;
  • у организации нет долгов перед бюджетом, фондами, контрагентами;
  • имеет место нулевая отчетность ООО, т.е. деятельность в течение последних 3 лет не велась, не было также и движения по счетам (ни по зарплате, ни по расчетам с кем-либо);
  • у компании один учредитель, что исключает дележ остатка имущества.

Промежуточный и ликвидационный балансы

Сформированный промежуточный баланс (а их может быть несколько) утверждается общим собранием учредителей. Составление данной бумаги означает, что теперь можно производить расчеты с кредиторами.

О факте составления документа ИФНС уведомляется в трехдневный срок путем подачи:

  • заявления по форме Р15003;
  • решения либо протокола собрания об одобрении промежуточного баланса;
  • сам баланс;
  • подтверждения уведомления кредиторов.

Ликвидационный баланс также утверждается ликвидационной комиссией. Форма обоих документов законодательно не ограничена. Чаще используют шаблон обычного бухгалтерского баланса.

Расчеты с кредиторами

Расчет с кредиторами производится в определенном порядке, начиная с удовлетворения обязательств перед физическими лицами, возникшими из-за причинения вреда их жизни (здоровью), расчета с персоналом, по авторским правам, перед залогодержателями, и заканчивая погашением задолженностей перед внебюджетными фондами, бюджетом и иными кредиторами.

Расчеты с последними начинаются только через месяц после утверждения промежуточного баланса. Требования удовлетворяются в соответствии с очередностью обращения (кто первый обратился, с тем первым и посчитаются).

Заключительные операции

Чтобы окончательно закрыть фирму нужно направить в ИФНС:

  • заявление по форме Р16001;
  • решение либо протокол собрания об одобрении ликвидационного баланса;
  • сам баланс;
  • справку из ПФР об отсутствии претензии с его стороны;
  • подтверждение уплаты 800 рублей госпошлины.

Через 5 дней будет выдано свидетельство о прекращении существования организации. К этому времени пройдет не менее 3-4 месяцев с даты принятия решения о прекращении деятельности.

Чтобы сняться с учета во всех внебюджетных фондах, им нужно направить:

  • заявление (вольная форма);
  • решение (протокол) о прекращении деятельности;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о снятии с учета в ЕГРЮЛ и уведомление о том же из налоговой инспекции;
  • в ФСС нужно вернуть страховое свидетельство.

Печать уничтожается, а документация юрлица сдается в архив. Снятие с учета в Росстате происходит автоматически – ИФНС информирует его самостоятельно.

Если есть проблемы

О том, как закрыть фирму с долгами, иными относительно легальными способами расскажут в любой юридической фирме, это:

- переоформление на другое лицо. Возможные варианты: от грамотного юриста, который за определенное вознаграждение постарается законными методами оспорить долги, до использования действующих документов человека, с которого требовать что-то просто нереально;

- реорганизация – слияние, присоединение к другой компании. Услуга платная. Оказывающие ее люди обещают, что все вопросы решат сами. По факту – если объединяется несколько таких фирм, то хоть учредители и сменились, но теперь по проблемам (пусть и прошлым) одного из присоединенных могут спрашивать и с бывших учредителей всех реорганизованных компаний;

- «утрата» всей документации фирмы – от пожара и кражи до утери. При выявлении умысла возможна уголовная ответственность.

Официально закрыть ООО с долгами возможно посредством процедуры банкротства. Это честно, хоть долго и требует полного погашения всевозможных долгов. Но при таком выборе, при условии честного ведения бизнеса, не придется изучать Уголовный кодекс. Во всех остальных случаях помимо данного документа следует тщательно изучить еще и Уголовно-процессуальный кодекс. Безопаснее потратить несколько месяцев на ликвидацию организации, в соответствии с законодательством.

ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Смена директора в ООО

    Смена директора в ООО: формирование документации (протокол (решение) участников, заявление по форме № Р14001, приказ о назначении). Обращение в ИФНС и информирование контрагентов

  • Документы для регистрации ООО

    В статье вы найдете исчерпывающий список, содержащий документы для регистрации ООО и рекомендации по их заполнению. Также ознакомитесь с правилами составления и требованиями к учредительным документам и сопутствующим бумагам, необходимым для подачи в регистрирующий орган, в полном соответствии с законодательством РФ.

  • Регистрация ИП

  • Необходимые документы для оформления ИП

    Необходимые документы для оформления ИП можно подготовить в течение одного дня. Существует несколько способов подачи этих документов: лично, по доверенности, по почте и через Интернет.

  • Устав ООО и его грамотное оформление

    Устав ООО и особенности его содержания: наименование, юридический адрес, органы управления, права и обязанности учредителей, уставный капитал, виды деятельности, филиалы