Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ИП

Закрыть ИП в соответствии с действующим законодательством

Закрыть ИП – означает сняться с регистрационного учета в налоговых органах. Прежде чем закрыть ИП, нужно привести в порядок бухгалтерию, т.е. сдать всю отчетность (во внебюджетные фонды, по всем налогам и сборам), погасить все обязательные платежи (узнать задолженность по налогам ИП в своей налоговой инспекции, уточнить долг перед внебюджетными фондами). Если деятельность не велась – сдать нулевую отчетность. Наличие задолженностей не является веским (и законным) основанием для отказа в снятии с учета в ЕГРИП.

Порядок ликвидации ИП представляет собой последовательность действий, направленных на прекращение жизнедеятельности предприятия во всех формах, посещение налоговых органов и подача соответствующего заявления становится всего одним из этапов, предваряющим множество иных сопутствующих операций.

Сбор и направление документов в ИФНС

Как закрыть ИП самостоятельно:

  1. узнать данные ИФНС, в которой предприниматель поставлен на учет, что необходимо для уточнения реквизитов для заполнения квитанции;
  2. оплатить по квитанции госпошлину (160 рублей):
  3. заполнить заявление по образцу;
  4. передать в налоговую инспекцию документы:
    • заявление;
    • квитанцию (оригинал);
    • паспорт (копию);
    • доверенность, если бумаги будут переданы представителем.

Обращение на закрытие ИП возможно:

  • лично;
  • он-лайн при наличии СКП (электронной цифровой подписи) посредством специального сервиса;
  • через представителя;
  • по почте, направив ценное письмо с уведомлением и описью вложения;

В последних двух случаях подлинность документов удостоверяется нотариально, при личном обращении визу на заявлении ставят в присутствии сотрудника инспекции;

Через 5 дней после предоставления полного пакета бумаг следует получить на основании расписки:

  • форму Р65001 – свидетельство о регистрации того, что гражданин больше не является индивидуальным предпринимателем;
  • выписку из ЕГРИП.

Если заявление ИП о закрытии было отправлено по почте, в рамках электронного документооборота или в заявлении был указан способ получения документов «по почте», то бумаги направят почтовым отправлением.

Пенсионный фонд

По получении указанных документов из ИНФС в течение 12 календарных дней надлежит обратиться в ПФР. Налоговые органы самостоятельно уведомляют фонд о том, что произведена ликвидация индивидуального предпринимателя, но следует решить финансовые вопросы.

Основная проблема - задолженность в Пенсионном фонде. Квитанции с указанием точных сумм платежей будут переданы бывшему ИП либо при личном обращении в течение упомянутого срока, либо отправлены ему по почте. Требовать справку об отсутствии задолженности перед внебюджетным фондом ИФНС не уполномочена.

Оплатить все долги – прямая обязанность гражданина. Отказ от ее исполнения чреват судебными исками с последующим наложением взыскания на все имущество физического лица – бывшего предпринимателя.

Расчетный счет

До того как закрыть ИП, нужно закрыть его расчетный счет, т.к. после погашения регистрационной записи в ЕГРИП доступ к нему будет закрыт: нет документов на право управления (документов по ИП).

Рассчитавшись с контрагентами и самим кредитным учреждением, снимается остаток и пишется заявление на расторжение договора обслуживания. После этого счет будет закрыт.

Контрольно-кассовая машина (ККМ)

Если предприниматель использовал кассовый аппарат его непременно нужно снять с учета в ИФНС.

Сначала стоит обратиться к поставщику ККМ, который должен выдать:

  1. акт КМ-2;
  2. кассовые чеки:
    • фискальные отчеты (за 3 последних года);
    • отчет по последней ЭКЛЗ;
    • помесячные фискальные отчеты;
    • чек закрытия.

Срок годности данных бумаг – 3 дня. В течение этого срока следует передать их в налоговые органы.

Помимо перечисленных документов нужно подготовить:

  • заявление;
  • карточку регистрации аппарата;
  • паспорт ККМ;
  • паспорт последнего ЭКЛЗ;
  • журнал кассовых операций.

Персонал

Работников следует уведомить о прекращении предпринимательской деятельности за два месяца в устной форме, за 2 недели письменно посредством вручения уведомления о расторжении трудового договора. Также за две недели до погашения записи в ЕГРИП нужно поставить в известность службу занятости.

Люди увольняются соответствующими персональными приказами, им выплачивается компенсация. Если данная ситуация была предусмотрена трудовыми договорами, то выплат не будет. После снятия ИП с учета уволить работников уже нельзя.

Банкротство ИП

Если ИП не в состоянии рассчитаться с кредиторами и бюджетом, а также внебюджетными фондами, может быть инициирована процедура его банкротства. Заявление вправе направить в арбитражный суд:

  • сам предприниматель;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы.

В ходе судебных разбирательств свои претензии могут предъявить и те кредиторы, обязательства перед которыми возникли помимо предпринимательской деятельности ответчика, а также те, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов.

Если ИП признают банкротом, то:

  • будет инициировано конкурсное производство;
  • регистрация ИП утрачивает силу;
  • аннулируются все разрешения (лицензии, допуски СРО);
  • гражданин не сможет в течение 1 года после признания его банкротом вновь зарегистрироваться как ИП;
  • все имущество гражданина будет реализовано через открытые торги для погашения имеющихся долгов, оставшиеся задолженности банкрот будет гасить постепенно.
ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Сколько стоит зарегистрировать ИП

    Сколько стоит зарегистрировать ИП через посредника и самостоятельно. Возможные дополнительные расходы, связанные с избранной системой налогообложения и видами деятельности

  • Закрытие ИП

    Процедура снятия с регистрационного учета Индивидуального Предпринимателя, вопросы, связанные с Пенсионным фондом и налоговая отчетность. Частные случаи и особенности процедуры, а также банкротство

  • Готовые ООО с Директором

    Готовые ООО с директором можно приобрести за несколько десятков тысяч рублей. Отличие готовых фирм от готового бизнеса заключается в отсутствии рынков сбыта, налаженных партнерских связей и т.д.

  • Как оформить ООО самостоятельно

    Этапы регистрации ООО: выбор вида деятельности, юридического адреса, системы налогообложения. Формирование уставного капитала. Заполнение и представление документов в налоговый орган.

  • Реорганизация в форме присоединения: описание процедуры

    Реорганизация в форме присоединения: нормативно-правовая база; подготовительный, уведомительный и регистрационный этапы, оформление перехода прав и обязанностей

  • Смена генерального директора - как внести изменения в ЕГРЮЛ

    Как осуществляется смена генерального директора, как внести изменения в ЕГРЮЛ? Процедуру можно провести, используя представленную ниже пошаговую инструкцию по смене директора.