Бесплатная юридическая консультация: +7 (499) 7032452
Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ООО

Порядок ликвидации ООО: деятельность ликвидационной комиссии

Порядок ликвидации ООО определяется согласно нескольким законодательным актам: ГК РФ, ФЗ «Об ООО» и ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц и ИП». Закон определяет два варианта: добровольное и принудительное закрытие фирмы. При первом варианте развития событий владельцы Общества должны письменно уведомить налоговую службу (п.1 ст.62 ГК РФ), фонды (п.3 ст.28 ФЗ №212 «О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФОМС»), кредиторов.

На учредительном совете по поводу упразднения предприятия участники выбирают ликвидационную комиссию (ликвидком), обсуждают порядок ликвидации ООО (взыскание долгов, расчеты с фирмами-кредиторами и работниками, отчуждение имущества и т.п.). С данного момента все основные вопросы будет решать ликвидационная комиссия.

В чем заключается работа комиссии?

В ее состав входит директор предприятия и главный бухгалтер – лица, которые имеют право осуществлять финансовые операции, подписывать бумаги. Еще могут войти юрист, экономист организации. Основная их задача – ликвидация фирмы в соответствии с законом.

Ликвидком функционирует согласно составленного и завизированного ею проекта. В нем обязательно должны быть прописаны следующие процедуры:

  • Инвентаризация имущества компании.

  • Перечень активов, их состояние, размер, процент ликвидности.

  • Сколько учредителей, каковы их доли.

  • Финансовое положение предприятия на момент его закрытия.

  • Штат сотрудников, порядок их увольнения.

  • Определение всех фирм, учредителем которых является ликвидируемая организация. Если таковые есть, то нужно выйти из состава участников. Если реорганизуемое предприятие является единственным учредителем какой-либо фирмы, то последнюю тоже придется закрывать.

  • Исследование кредиторской задолженности (сверка расчетов с налоговиками, фондами, поставщиками и т.п.). Резолюция по каждому обязательству.

  • Мониторинг дебиторской задолженности по таким показателям, как: уровень ликвидности, вероятность взыскания долга, сроки и т.д. Определение порядка взыскания долгов.

  • Мероприятия по отчуждению имущества (систематизация активов по степени ликвидности, определение порядка, возможностей их продажи).

  • Что остается после погашения задолженностей (ликвидация ООО с долгами невозможна), распределяется между учредителями.

  • Подготовка бумаг для исключения фирмы из ЕГРЮЛ.

Когда план составлен и утвержден, соответствующие распоряжения отдаются в отдел бухгалтерии. Она проводит сверку расчетов с дебиторами и кредиторами, отражает на счетах результаты инвентаризации. Рассмотрим подробнее некоторые мероприятия.

Взыскание долгов

Взысканная дебиторская задолженность позволит предприятию во многих ситуациях погасить собственные долги. Поэтому данному вопросу уделяется достаточно внимания.

  • Ликвидационная комиссия направляет дебиторам письменные требования погасить задолженность: вернуть деньги либо активы.

  • В случае непризнания требований представитель комиссии обращается в суд. Он же представляет интересы своей фирмы.

  • Если срок исковой давности истек, бухгалтер отражает дебиторскую задолженность на счете «Внереализационные расходы». Впоследствии эти суммы идут в убыток.

Инвентаризация при закрытии фирмы

При ликвидации организации инвентаризация материальных объектов и ценностей обязательна (ст.12 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Процедура стандартная:

  • проверяются все активы и пассивы;
  • сравнивают действительное наличие с данными бухгалтерского учета;
  • все расхождения фиксируются на счетах,
  • недостачи взыскиваются с материально ответственных лиц (если недостача образовалась по их вине).

Основной документ, на который следует опираться, – Методические указания по инвентаризации имущества (Приказ Министерства финансов РФ №49 от 13.06.1995).

Расчет по налогам и сборам

У ликвидируемого предприятия налоговые обязательства выражаются не только в деньгах, но и в документах. Все отчеты и декларации должны быть оформлены и сданы. Даже нулевая отчетность ООО сдается в определенный законодателем период. Просрочили – штраф, который придется погасить до момента гос. регистрации ликвидации юр. лица.

Обязательства перед бюджетом исполняются за счет

  • денег, оставшихся на счетах компании;
  • средств, вырученных от сбыта ценностей (п.1 ст.49 НК РФ).

Ликвидация фирм с долгами не осуществляется. Если у организации ничего нет (ни денег, ни активов, которые можно продать), то закрывать ее никто не будет. Пока предприятие не погасит задолженность перед бюджетом. В таком состоянии фирма может находиться годами.

Ликвидационный баланс

Комиссия устанавливает срок, в течение которого кредиторы вправе обратиться с требованиями. После окончания этого срока создается промежуточный ликвидационный баланс (ст. 63 ГК РФ). Его утверждают – и рассчитываются со всеми кредиторами.

Баланс уточняет реальную ситуацию в финансах фирмы. В нем – полные сведения о

  • активах и пассивах,
  • собственности организации, ее стоимости и ликвидности,
  • дебиторской и кредиторской задолженности,
  • претензиях, предъявленных кредиторами.

Промежуточный баланс визируется владельцами предприятия. О появлении данного документа нужно уведомить налоговый орган в течение трех дней. Подается

  • извещение вида Р15003;
  • протокол учредительного собрания, где обсуждались вопросы составления ликвидационного баланса;
  • сам баланс;
  • копию страницы из официального источника массовой информации с объявлением об упразднении фирмы.

Когда организация со всеми рассчитается, составляется ликвидационный баланс (п.5 ст.63 ГК РФ). По нему можно судить о составе имущества, которое осталось у Общества и может быть разделено между учредителями.

Ликвидационный баланс тоже утверждается участниками ООО и подается в налоговый орган.

Заключительные мероприятия по ликвидации

  1. Закрытие расчетных счетов.
  2. Гос. регистрация процедуры.
  3. Снятие с учетов в фондах.
  4. Уничтожение печати.
  5. Передача документов в гос. архив.

Процедура закрытия банковского счета:

  • Подача заявления в банк на их бланке.
  • Получение уведомления от финансовой организации о закрытии счета.
  • Извещение налоговой инспекции и фондов.

В ИФНС подается сообщение о закрытии лицевых счетов. В фонды – уведомление.

Чтобы сняли с учета в налоговой и внесли соответствующую запись в ЕГРЮЛ, в ИФНС подается следующий пакет бумаг:

  • заявление по форме Р16001,
  • ликвидационный баланс и протокол его утверждения,
  • подтверждение ПФ, что все отчеты сданы, а страховые взносы уплачены,
  • бумага об оплате госпошлины (800 руб.).

Через пять рабочих дней налоговики выдают свидетельство о прекращении деятельности. Одновременно вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Получение этих документов означает, что произошла ликвидация юридического лица.

Стоимость подобных мероприятий на рынке юридических услуг не маленькая – от 60 000 руб. Для предприятия с долгами это очень много. Лучше решать вопросы по упразднению организации своими силами.

ОтменитьДобавить комментарий
Похожие статьи:
  • Ликвидация ИП необходимые документы

    В случае, когда производится ликвидация ИП, необходимые документы можно без труда собрать и подготовить самостоятельно.

  • Готовые фирмы с расчетным счетом

    Готовые фирмы с расчетным счетом: преимущества и недостатки сделки, процедура покупки и передачи доли в ООО. Документы, требуемые для оформления сделки, и бумаги, получаемые по ее завершении

  • Ликвидация организации грамотно

    Ликвидация организации грамотно – непростая задача даже в тех случаях, когда приходится ликвидировать не коммерческую фирму, а первичное или территориальное отделение профсоюза.

  • Сколько стоит закрыть ИП

    Сколько стоит закрыть ИП? На процедуру придется потратить от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.

  • Хочу открыть ООО

    Далеко не все предприниматели, заявляющие: «хочу открыть ООО на упрощенке» четко понимают, что представляет собой данная система налогообложения.

  • Ликвидация ООО