Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация фирм

Закрытие фирмы: легальная процедура ликвидации

Закрытие фирмы с юридической точки зрения называется ее ликвидацией.

Под данным термином подразумевается:

  • полное прекращение экономической деятельности;
  • исключение из ЕГРЮЛ;
  • снятие с учета в ИФНС;
  • отсутствие правопреемников;
  • урегулирование всех требований, которые могли бы быть предъявлены к ликвидируемому юридическому лицу, его должностным лицам и участникам.

Если не учтено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, значит, фирма не ликвидирована. Ликвидация через продажу фирмы, изменение состава ее учредителей и прочее не приводят к фактическому закрытию фирмы: юридическое лицо продолжает существовать и должно исполнять соответствующие обязанности.

Ликвидация фирмы с долгами реальна только после максимально возможного расчета с кредиторами, особенно, если предполагается ликвидация фирмы с долгами по налогам. В такой ситуации это будет означать банкротство компании (см. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также ГК РФ (ст. 65)).

Порядок ликвидации учреждения разрабатывается муниципалитетами самостоятельно на основании ФЗ "Об автономных учреждениях (ст. 19) и статей 61-64

Полная ликвидация фирмы

Для ООО процедура ликвидации являет собой установленную законодательно последовательность действий.

Закрытие фирмы начинается с созыва Общего собрания, на котором учредителям надлежит принять решение о прекращении существования компании и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии). С этого момента все полномочия по управлению переходят указанному органу.

В течении 3 дней по вынесению вышеуказанного решения о прекращении деятельности компании лица следует уведомить об этом факте ИФНС, сотрудники которой внесут запись в ЕГРЮЛ о том, что фирма проходит процедуру ликвидации. Отныне запрещены:

  • изменения учредительных документов ликвидируемой компании;
  • регистрация ее дочерних предприятий либо организаций, появившихся в результате преобразования ликвидируемого юрлица.

Необходимо сообщить через СМИ о происходящем закрытии, о процедуре удовлетворения претензий кредиторов. Срок выявления кредиторов и принятия их требований не может быть меньше 2 месяцев с даты появления объявления в печати. Одновременно ликвидатор должен самостоятельно выявлять тех, кому должна фирма, и проинформировать их о переменах.

Далее ликвидационной комиссии следует провести инвентаризацию имущества компании.

Ликвидационный баланс

Когда закончится заявленный срок предъявления претензий кредиторами, формируется промежуточный ликвидационный баланс, после утверждения которого начнется окончательный расчет с заимодавцами. Данный документ поможет понять истинное финансовое положение фирмы. Он будет содержать сведения обо всех выявленных активах (имуществе) и пассивах (обязательствах) и их размерах.

Об окончании формирования ликвидационного баланса надлежит уведомить ИФНС в трехдневный срок. Со дня утверждения этого документа начинаются выплаты кредиторам в определенной последовательности.

Вне очереди оплачиваются:

  • судебные издержки;
  • обязательства перед арбитражным управляющим;
  • коммунальные и эксплуатационные платежи;
  • претензии, возникшие в процессе внешнего управления и последующего конкурсного производства.

Затем исполняются обязательства перед:

  • гражданами, которым компания должна возместить вред, причиненный их здоровью или даже жизни;
  • лицами, имеющими право на авторское вознаграждение, получение выходного пособия и причитающейся зарплаты;
  • залогодержателями имущества ликвидируемой компании;
  • бюджетом и внебюджетным фондам;
  • с прочими кредиторами в порядке очередности предъявления ими своих имущественных претензий.

По окончании расчетов составляется новый ликвидационный баланс, утверждаемый Общим собранием. Оставшееся после оплаты всех долгов имущество распределяется между всеми участниками ООО (акционерами АО).

Завершающий этап

Закрытие фирмы завершается закрытием всех имеющихся счетов и уведомлением об этом ИФНС и внебюджетных фондов, а также регистрацией ликвидации фирмы в ЕГРЮЛ.

После этого кредиторы утрачивают право предъявлять любые требования как к самой компании, так и к ее учредителям.

Возможные проблемы в процессе ликвидации

Узнав о закрытии фирмы, ИФНС вправе провести выездную проверку за предшествующие три года.

При ликвидации юридического лица необходимо оплатить все ее долги, сдать всю отчетность (в ИФНС и во внебюджетные фонды), то есть нужно упорядочить бухгалтерские документы. Иногда приходится восстанавливать часть утраченных документов, платить штрафы за несвоевременное предоставление документации в госорганы.

Банкротство

Если по итогам выявления всех кредиторов и расплаты с ними, выясняется, что долги погашены лишь частично, следует начать процедуру банкротства.

Ликвидатор при выявлении неплатежеспособности закрываемой компании или недостаточности ее имущества в течение 10 дней с момента обнаружения указанных проблем обязан обратиться к арбитражному суду с заявлением об активизации процедуры банкротства.

Это единственный легальный способ закрыть юрлицо с долгами.

ОтменитьДобавить комментарий
Похожие статьи:
  • Регистрация предприятий ООО фирм

    Регистрация предприятий, ООО, фирм может осуществляться одновременно с переходом на упрощенную систему налогообложения.

  • Ликвидация ИП самостоятельно

    Ликвидация ИП самостоятельно – относительно несложная процедура, которую можно провести даже без специальной подготовки.

  • Допуск СРО

    Допуск СРО: разрешения в области строительства, проектирования и оказания изыскательских услуг. Выбор саморегулируемой организации. Документация для вступления в СРО и затраты

  • ОКВЭД

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: его понятие и методология кодирования сведений об экономической деятельности субъектов. Добавление вида деятельности

  • Что необходимо для открытия ООО

    Что необходимо для открытия ООО? Чтобы ответить на этот вопрос, следует определиться, как вы будете создавать фирму: самостоятельно или с помощью посредников.

  • Акт приема передачи дел при смене директора

    Акт приема передачи дел при смене директора является обязательным внутренним документом, на основании которого производится передача всей документации предприятия.