Юридическая помощь / Внесение изменений

Инвентаризация при смене руководителя: понятие и процедура

Начальник любой организации несет полную материальную ответственность. Потому инвентаризация при смене руководителя, которая проводится на дату передачи дел, – обязательный этап в процедуре передачи дел.

Передача дел

Данная процедура законодательно не регламентирована. Форма ее свободная, но документальное ее оформление обязательно.

Непременно потребуется акт приемки-передачи, содержание которого будет определяться в зависимости от вида деятельности компании и ее величины, структуры и особенностей передаваемых дел. Обычно в документе перечисляют то, что хранится непосредственно у руководителя:

  • учредительные документы;
  • банковские бумаги;
  • свидетельства и договора, удостоверяющие право собственности компании на имущество;
  • лицензии;
  • печать и штампы, фирменные бланки;
  • ключи от сейфов, кабинетов, банковских ячеек;
  • технику и иные ценные вещи, которыми пользовался руководитель и т.д.

Акт может быть дополнен:

  • фотографиями;
  • протоколами осмотра;
  • описанием состояния отдельных проектов;
  • описью содержимого сейфа и прочим.

Бумага составляется в 2 экземплярах, подписываемых уходящим начальником и тем человеком, который придет на эту должность.

Нормативная база

Инвентаризация при смене руководителя (равно как и во всех остальных случаях) регламентируется следующими нормативными актами:

Объекты инвентаризации

Инвентаризация – проверка:

  • наличия ценностей юридического лица (ИП), числящихся на балансе;
  • их сохранности;
  • соответствия условий хранения;
  • обязательств перед кредиторами и банками;
  • прав требования денежных средств;
  • складского учета и хозяйства;
  • реальности данных.

Ее периодичность определена Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 (ст. 27), это:

  • смена учредителя и директора, прочих материально ответственных лиц;
  • грабеж, кража;
  • стихийное бедствие;
  • реорганизация, присоединение ООО к ООО пошаговая инструкция для проведения инвентаризации во всех подобных ситуациях аналогична.

В процессе необходимо проверить все имущество юридического лица и все виды финансовых обязательств вне зависимости от их территориального нахождения. Также нужно удостовериться в наличии и корректности учета материально-производственных запасов, не принадлежащих компании, но находящихся у нее на учете, то есть полученные:

  • на ответственное хранение;
  • в аренду;
  • на переработку.

Проверке подлежит и не учтенное по тем или иным причинам имущество, остатки по всем счетам.

Инвентаризационная комиссия

Инвентаризация при смене руководителя проводится инвентаризационной комиссией. Подобный орган должен быть на каждом предприятии. Ее состав утверждается в начале каждого года руководством компании специальным приказом, распоряжением, постановлением (рекомендована форма № ИНВ-22).

Членами инвентаризационной комиссии могут быть бухгалтера, внутренние и внешние аудиторы, специалисты иных служб.

Если предполагается большой объем работ, создается рабочая инвентаризационная комиссия.

Отсутствие даже одного члена данного органа делает результаты проверки недействительными.

Главный бухгалтер, если он не входит в инвентаризационную комиссию, не обязан принимать непосредственное участие в проверке, но должен контролировать:

  • корректность процедуры;
  • правильность оформления сопутствующей и итоговой документации, особенно при выявлении фактов хищения или недостачи (письмо Минфина № 16-00-14/184 от 27.05.02);
  • порядок во время мероприятия и прочее.

Этапы работ

И замена генерального директора в ООО, и смена единственного учредителя в ООО пошаговая инструкция по инвентаризации будет единой в обоих случаях.

Смена учредителя и смена директора всегда должна сопровождаться проверкой, проводимой поэтапно:

  1. составление и визирование приказа о проведении инвентаризации;
  2. проведение собрания членов инвентаризационной комиссии, в процессе которого необходимо:
    • определить объекты проверки;
    • распределить обязанности;
    • составить и утвердить индивидуальные планы работы;
    • провести инструктаж;
  3. запрос у директора последних приходно-расходных документов, а также расписок о сдаче аналогичных бумаг в бухгалтерию или членам комиссии;
  4. подготовка инвентаризационных описей с отражением численности имущества по данным учета;
  5. опломбирование комнат, в которых будет работать комиссия;
  6. проверка соответствия фактического наличия имущественных объектов данным учета и фиксация данного факта в инвентаризационных ведомостях;
  7. далее силами бухгалтерии составляется сводная ведомость (рекомендованы формы № ИНВ-18 и № ИНВ-19), отражающая расхождения фактического и учтенного количества материальных ценностей и визируемая каждым членом инвентаризационной комиссии;
  8. председатель инвентаризационной комиссии и главный бухгалтер организации готовят предложения по урегулированию вопросов с расхождением фактического и учтенного количества отдельных позиций;
  9. корректировка выявленных грехов в бухгалтерском учете на основании принятого решения об урегулировании расхождений.

Ответственность руководителя

Руководитель организации несет ( материальную ответственность (ст. 277 ТК РФ) в полном объеме) и обязан по требованию учредителей возглавляемого юридического лица компенсировать все убытки, если договор или закон не предусматривает их частичное возмещение.

Помимо материальной директора организаций несут следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

Перемещение, восстановление, инвентаризация, выбытие, списание, передача, переоценка в программе 1С:

ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Как ликвидировать ООО для чайников

    Руководство «Как ликвидировать ООО для чайников» - настоящая мечта предпринимателя. Впрочем, в сети размещено достаточно статей на эту тему, нужно лишь понимать, как правильно оценить предоставленную информацию.

  • Регистрация

  • Вступить в СРО проектировщиков

    Вступить в СРО проектировщиков обязано любое предприятие, которое собирается вести коммерческую деятельность в сфере проектирования.

  • Смена учредителя в ООО

    Как происходит смена учредителя в ООО? Способов осуществить эту процедуру несколько: принятие нового участника и выход старого, реализация доли одним из учредителей, вход 3-го лица.

  • Допуск СРО за 1 день

    Допуск СРО за 1 день получить непросто, но возможно. Особенно, если обратиться за помощью в специализированную консалтинговую компанию.

  • Форма заявления на открытие ИП

    Существует установленная законом форма заявления на открытие ИП. Заявления, написанные не по установленной форме, не принимаются и являются поводом для отказа в регистрации.