Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ООО

Ликвидация юридического лица стоимость и особенности процедуры

Ликвидация юридического лица – совокупность юридически значимых действий, целью которых является полное прекращение любой деятельности. По окончании процедуры ни одно из его прав не может быть передано иным лицам. Ликвидация юридического лица стоимость в налоговых органах невелика: госпошлина равна 800 рублей. Более значительны сопутствующие траты: на выплату выходного пособия сотрудникам, на расчет с государственными органами (ИФНС, ПФР, ФСС, ФОМС) и иными кредиторами, оформление необходимой документации, почтовые и представительские расходы и прочее. Временные затраты - до 6 месяцев.

Консалтинговые фирмы утверждают, что «под ключ» ликвидация юридического лица стоимость определяется от 50 000 рублей. Они составляют всю документацию, осуществляют внешние контакты, но разрешение финансовых вопросов будет производиться за счет ликвидируемого юрлица.

Виды ликвидации

Ликвидировать фирму можно:

- добровольно – по взаимной договоренности основателей, учредителей. Если в процессе выяснится, что фирма не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов – следует обратиться в арбитражный суд. Так начнется процедура банкротства;

- принудительно - по судебному решению. Инициаторами являются государственные органы.

Основанием для принуждения к прекращению деятельности могут стать:

- нарушения при регистрации предприятия;

- совершение операций без необходимого на то разрешения (без лицензии);

- многократные нарушения юрлицом законодательства (в части оборота наркотических веществ, оружия и т.д.) и прочее.

Когда говорят об альтернативной ликвидации, имеют ввиду смену ее учредителей. Обычно это возмездная сделка по продаже сначала части фирмы, а потом ее остатка. Юридически это не ликвидация: предприятие существует, функционирует, оно также включено в ЕГРЮЛ и платит налоги.

Процедура ликвидации

Чтобы более четко представить, как закрыть юридическое лицо, следует изучить данную схему.

Решение о ликвидации

Прекращение деятельности на добровольной основе инициируется лицами (органами), имеющими на то полномочия в соответствии с уставом:

- для акционерного общества это общее собрание акционеров (достаточно получить 75% голосов);

- для ООО – согласие всех его учредителей, порядок ликвидации ООО с одним учредителем аналогичен, только решение о ликвидации принимает единственный собственник;

- для муниципального унитарного предприятия это могут быть и глава администрации, учредившего МУП, и совет местных депутатов и т.д.

В решении необходимо прописать:

- сроки процедуры и ее порядок;

- состав ликвидационной комиссии (ликвидатора), к которой переходят все полномочия по последующему управлению компанией, включая финансовую деятельность.

С момента вынесения решения о ликвидации до уведомления ИФНС по форме Р15001 и внебюджетных фондов (в свободной форме) должно пройти не более 3 дней. В противном случае руководителю назначат штраф в 5 000 рублей. Наказание возможно и за неуведомление в семидневный срок о закрытии счета (5 000 рублей для юрлица и от 1 000 до 2 000 для его руководителя). О предстоящих переменах следует уведомить и банк: нужно изменить сведения о том, кто вправе распоряжаться счетом.

В ст. 20 федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. указано, что уведомления о планах по прекращению деятельности подписываются учредителями или тем органом, который принял такое решение.

Документ вкупе с решением о ликвидации передается в ИФНС, которая производила регистрацию данного предприятия. Сотрудники налоговой службы на основании полученных бумаг внесут информацию о происходящем в ЕГРЮЛ. Теперь внесение любых изменений в учредительные документы запрещены.

Информирование общественности о закрытии юрлица

Закрытие фирмы предусматривает публичное информирование: кредиторы вправе знать, что должник прекращает свою деятельность. Объявление подается непременно в журнал «Вестник» (издательство, сообщающее об изменениях в регистрационных данных) и должно содержать сведения о:

  • названии юрлица;
  • его ОГРН, ИНН и КПП;
  • юридическом и фактическом адресах, телефонных номерах, по которым можно связаться с ликвидатором;
  • решении о закрытии и тех, кто его принял.

Каждому выявленному кредитору нужно направить заказное письмо с сообщением о прекращении деятельности и временных ограничениях (не менее 2 месяцев с даты официальной публикации вышеуказанного объявления) для предъявления претензий.

Помимо расчета с кредиторами нужно отработать всю дебиторскую задолженность и потребовать погасить ее. Если это сделать невозможно, то можно продать долги партнеров фирмам, специализирующимся на скупке долговых портфелей.

Сотрудники

Увольнение сотрудников ликвидируемого предприятия возможно только через 2 месяца после их письменного уведомления: так работникам дается время на поиск другого места работы. Если организация большая – о переменах в судьбах людей уведомляется служба занятости. Предоставляется информация по каждому сотруднику:

  • его персональные данные;
  • уровень квалификации;
  • размер зарплаты.

Сотрудники имеют право на:

  • оплату труда до начала ликвидационной процедуры;
  • сохранение льгот на все время существования предприятия;
  • выходное пособие, которое может достигать шестикратного размера среднемесячного заработка в зависимости от условий, прописанных в коллективном или трудовом договорах.

Проверка ИФНС

Выездная проверка налоговыми органами длится 2-3 месяца. Если будут выявлены задолженности по налогам и сборам – компании грозят штрафы и пени, которые можно обжаловать в судебном порядке.

Также следует произвести полный расчет со всеми внебюджетными фондами.

Промежуточный и ликвидационный балансы

Через 2 месяца после подачи объявления о том, что началась ликвидация юридического лица нужно сформировать промежуточный ликвидационный баланс, отражающий информацию и о кредиторской, и о дебиторской задолженности, об имуществе фирмы… Форма документа законодательно не определена. Традиционно используют форму стандартного бухгалтерского баланса. Промежуточных балансов может быть несколько – в зависимости от конкретной ситуации и времени проведения процедуры. Учредители должны утвердить документ, а ликвидатор обязан направить в ИФНС уведомление о формировании промежуточного ликвидационного баланса.

По окончании всех расчетов составляется ликвидационный баланс. Его утверждают учредители или орган, принявший решение о ликвидации. Его также необходимо представить в ИФНС. Обычно форма ликвидационного баланса – стандартный бухгалтерский баланс. Он составляется на дату окончательного прекращения деятельности фирмы – дату исключения юридического лица из ЕГРЮЛ – и отражает активы и собственный капитал фирмы, а также ее обязательства.

Оставшееся имущество распределяется между учредителями.

Если инициирована ликвидация кредитной организации, то ее промежуточный и ликвидационный балансы необходимо согласовывать с Банком России. Так обеспечиваются права и интересы клиентов и партнеров.

Чаще всего кредитные организации ликвидируются принудительно, на основании отозванной лицензии на совершение банковских операций. В течение 15 дней с этого момента ЦБ РФ обращается в арбитражный суд с заявлением о прекращении деятельности данного юрлица. Если же еще до отзыва лицензии были обнаружены признаки несостоятельности, то инициируется процедура банкротства.

Юридическое лицо признается ликвидированным после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. К этому моменты погашены все задолженности и закрыты все счета. Только теперь можно точно вычислить, во что обошлась ликвидация юридического лица, стоимость всей процедуры.

ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Готовые ООО: оценочные требования при покупке, договор купли-продажи

    Для того чтобы "без страха" покупать готовые фирмы, необходимо знать, где искать "подводные камни". О критериях оценки и нюансах составления договора купли-продажи.

  • Открытие ООО – это решение вопросов о названии будущего предприятия, направлениях его деятельности и режимах налогообложения, юридическом адресе, формировании пакета документов для ИФНС

  • Готовые фирмы

    Сегодня можно купить готовую фирму с оборотами, расчетным счетом и директором. Но чем это обернется? Удачным вложением денег в успешный бизнес? Или болезненной тратой средств?

  • Список документов для оформления ИП

    Для успешного открытия ИП необходимо скачать список документов для оформления ИП и подготовить документацию в соответствии с требованиями налоговой инспекции.